Jump to content
Planeta.Ge

ვაჰაბიტები და ლაფანყური


Recommended Posts

ვინ არიან ვაჰაბიტები?

რა გავლენა აქვთ პანკისის ხეობაზე

ომარ ხანგოშვილი უხუცეს კაცთა საბჭოს ერთადერთი ვაჰაბიტი წევრი და ადგილობრივი იმამის მამაა. მას არ მოსწონს როდესაც ვაჰაბიტად მოიხსენიებენ, თუმცა, საუბარში ამ სიტყვას თავადაც ხშირად იყენებს.

http://www.gurianews.com/index.php?option=com_content&view=article&id=6978%3A2012-12-15-20-23-25&catid=74%3A2010-11-26-08-07-22&Itemid=125

ლინკი
სოციალურ ქსელებში გაზიარება

ვაჰაბიტები ეს რუსული ტერმინია სინამდვილეში მათ სალაფიტები ქვიათ...
ლინკი
სოციალურ ქსელებში გაზიარება

Жан-Франсуа Рателле – канадский ученый, изучающий народы Северного Кавказа и происходящие в регионе процессы, известен читателям «НВ» (интервью «Водители опаснее боевиков», №27 от 15 июля). Будучи в Вашингтоне он дал интервью «Голосу Америки», где рассказывает о своем видении ситуации в Дагестане, итогах работы над докторской диссертацией. Рателле ездил три раза на Кавказ и прожил здесь полгода. Во время второй прожил еще три месяца в Махачкале.

 

 

 

Составной частью начального этапа этого исследования было отрастить бороду, что автоматически уже означает печать ваххабита или салафита, и посмотреть как будут реагировать силы безопасности, и стану ли я объектом преследований, - делится впечатлениями ученый. - На отдельных блок-постах, в особенности, когда я въезжал в Дагестан или гулял вблизи правительственных зданий, меня чаще всего идентифицировали как возможного боевика, обыскивали и допрашивали. Похоже, что у местной милиции очень сильна идея о том, что любой бородатый человек представляет угрозу.

 

 

 

Рателле объясняет, что на Кавказе наблюдаются три пути распространения подполья. Это воевавшие в Чечне боевики, хотя это поколение постепенно исчезает. Вторая траектория –молодые высокообразованные религиозные люди, пытавшиеся стать частью системы и получить собственный голос внутри системы. Но на фоне преследований по этнорелигиозному признаку, репрессий против ислама, они постепенно перешли в движение сопротивления. Они не стали боевиками из-за своих религиозных убеждений, но вера была центральным мотивом их ухода в подполье.

 

 

 

Особенностью третьего поколения является то, что большинство людей очень молоды – от 15 до 23 лет. Часто они даже не очень религиозны и до ухода в подполье не были салафитами. Многие среди них просто ищут ощущения общности, или хотят отомстить за несправедливость, которой подверглись сами или их близкие. Если посмотреть на эти три траектории, то понятно, что не существует однозначного ответа ни для федерального правительства, ни для местных администраций. Должны ли они выделять представителей этого третьего поколения, которые становятся религиозными радикалами уже после ухода в подполье, или они должны ориентироваться на второе поколение – харизматичных лидеров, имеющих хорошие религиозные знания и действующих во имя своей веры? Ученый полагает, что программа ре-радикализации или демобилизации должна быть ориентирована на стремления каждого из поколений сопротивления.

 

 

 

По словам Рателе, в Дагестане роль местных лидеров не так важна, и даже если их убивают, уровень насилия из-за этого не снижается, а продолжает расти. И чтобы понять Дагестан, его нельзя изучать в одном ключе с другими регионами. В особенности потому, что в этой республике недовольство носит самый разный характер, и это – больше, чем религия, к примеру – криминальный или этнический. Вместе с тем, между республиками Кавказа есть и много общего – связь правительства с репрессиями против молодых верующих одинакова во всех республиках, хотя уровень репрессий может быть разным. Очевидно, что на Западном Кавказе подталкивание молодежи в подполье происходит не так интенсивно, но это не означает, что такое не случится в будущем. Мы видели, что Кабардино-Балкария намного медленнее была втянута в насилие, по сравнению с восточным Кавказом, но она все-таки пришла к этому, именно из-за практикуемых местной властью репрессий.

 

Ученый из Канады о салафитах на Кавказе

9.12.2012

 

Одним из способов снижения насилия в регионе, Жан-Франсуа считает создание религиозной партии. «Я думаю, для Дагестана это центральное условие – представление голоса религиозным группам, которые хотят практиковать более строгие формы ислама и при этом – оставаться интегрированными в гражданскую систему. Если в конце 90-х и начале 2000-х мы наблюдали, что множество салафитских общин предпочитали самоизолироваться от общества, то сейчас большинство из молодых салафитов, с которыми я общался в Дагестане и других регионах, хотят оставаться активной частью общества и политики.

 

 

 

Они говорят о стремлении создать менее коррумпированное, менее криминальное и менее репрессивное общество. Однако проблема в том, что российская конституция исключает возможность создания религиозной партии. Это значит, что эти молодые люди не смогут найти мостов, связывающих религию и политику. Я также призвал бы быть очень осторожными в навешивании ярлыка салафитов и противопоставлении их суфиям, называя последних традиционными мусульманами. Мы видим, что внутри салафитского движения существуют различные тренды, а количество людей, близких к идеям такфиристов или джихадистов, очень ограничено. В реальности, там существуют намного более тесные связи между суфиями и умеренными салафитами, и это может стать основой для строительства моста между религией и политикой и интеграции их в общество», - отметил он.

 

 

 

Ученый не разделяет мнения, что кавказское подполье централизовано: «Я думаю, что в каждой республике у местных групп достаточно высок уровень самостоятельности. Именно поэтому мы видим, что часто местные обиды, местные проблемы берут вверх над общей идеей подполья. Мы видим, что в Ингушетии часто преобладает североосетинский аспект, мы видим, что в Дагестане очень часто молодые люди ставят идею джамаата – как сельского общества, выше идеи религиозной милитаризованной группы. Также и в Кабардино-Балкарии. Поэтому я думаю, что нам стоит быть осторожными с выводами. Когда мы рассматриваем Кавказский эмират как движение – мы воюем с чем-то, что не существует в реальности. И даже внутри Чечни существует фрагментация различных групп сопротивления в восточной и западной частях республики. Было бы большим заблуждением полагать, что мы имеем дело с единой стратегией по созданию эмирата или халифата».

 

 

 

Хотя российское правительство публично связывает кавказское подполье с Аль-Кайдой, тем не менее, методы, которыми они пытаются решать задачу борьбы с сопротивлением, демонстрирует, что они хорошо понимают – проблема носит местный характер, а не международный. Я знаю, некоторые исследователи, проталкивающие идею о том, что кавказское подполье – часть глобальной джихадистской сети, со мной не согласятся, но я не вижу устойчивых связей между кавказским сопротивлением и Аль-Кайдой. Там даже нет в подполье боевиков из собственно зарубежной кавказской диаспоры, не говоря уже о других национальностях.

 

Салафия Салафи́я (араб. سلف‎‎ — «предки, предшественники») — направление в исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков (араб. السلف الصالحون‎‎ — ас-саляф ас-салихун), квалифицируя как бида все позднейшие нововведения в указанных сферах, начиная с методов символико-аллегорической трактовки Корана и заканчивая всевозможными новшествами, привнесёнными в мусульманский мир его контактами с Западом[1].

 

Саляфия означает «понимание религии в том виде, в котором её понимал пророк и его сподвижники», «возвращение к Корану и Сунне» в интерпретации шариатских положений[2][3][4].

 

Слово салаф («предшествие») в его обычном значении применимо к любому времени, на смену которому приходит другое, и идентично слову «прежде», потому что любой промежуток времени «предшествует» (салиф) времени, наступающему после (халяф — «последующее»).

 

К салафитам причисляются, в частности, аш-Шафии, Ибн Ханбал, Ибн Таймийа, ваххабиты, идеологи ассоциации «ал-Ихван ал-муслимун»[1]. В западной литературе для характеристики идеологии салафитов используются термины «традиционализм», «фундаментализм», «возрожденчество»[ Главный догмат салафитов — вера в безусловно единого Бога (таухид). Своей основной задачей салафиты считают борьбу за очищение ислама от различных чуждых, с их точки зрения, ему примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов. Они отвергают различные, с их точки зрения, нововведения (бида). Салафиты отрицают возможность «посредничества» между Аллахом и человеком[источник не указан 114 дней]. Отрицают суфизм, который в Российской Федерации получил распространение на Северном Кавказе, где закрепились несколько суфийских тарикатов. Также салафитскому течению свойственная критика таклида – как отрицание следовать какой-либо одной исламской школе или ученому.

ლინკი
სოციალურ ქსელებში გაზიარება

Кто такие салафиты? Мусульманам и их активности в Дагестане посвящаются статьи и аналитика журналистов, высказывания и комментарии политиков, передачи на телевидении. Большинство этих деятелей интересуются лишь новостями и событиями и не пытаются вникнуть в ислам и его доктрину, в шариат и его терминологию. Поэтому многие исламские термины часто используются не к месту и звучат довольно нелепо, а порой – очень курьёзно.

 

«Ахлю-с-Сунна», «салафиты» – эти слова сегодня можно часто видеть в газетах и слышать из уст чиновников. Некоторые понимают под ними общность мусульман, отличных от так называемых традиционалистов, другие – мусульман, имеющих какое-то особенное отношение к вооружённому джихаду, третьи – боевиков и их пособников, четвёртые – обладателей длинных бород и коротких штанов, пятые… шестые…

 

Что же, на самом деле, такое Ахлю-с-Сунна? Является ли Ахлю-с-Сунна сектой или какой-то обособленной группой мусульман? Кто такие салафиты, и что значит это слово?

 

При жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха) заблудших исламских течений и сект не было. Была община мусульман. Потом от неё стали откалываться различные группы. Центральная община называлась Ахлю-с-Сунна валь-Джамаа – «люди Сунны и общины», то есть те, кто следуют Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и не откалываются от общины мусульман.

 

Сегодня, когда течений стало очень много, и большинство из них причисляют себя к Ахлю-с-Сунна, в некоторых исламских регионах Ахлю-с-Сунна стали называться салафитами. То есть название «салафиты» появилось как синоним Ахлю-с-Сунна – люди сунны и общины, которые ни от кого не откалывались – напротив, все другие течения откололись от них, как от центральной общины.

 

Однако в некоторых других регионах, как, например, на постсоветском пространстве, те, кто сильнее всех бил себя в грудь, крича о том, что именно они и есть салафиты, несколько дискредитировали это понятие. По этой причине многие предпочитают ими не называться, ограничиваясь названием Ахлю-с-Сунна.

 

В любом случае салафиты – это не несуфии. Салафизм не определяется отношением к джихаду. Салафия (в основе как термин) – это центральная группа мусульман, которая полностью следует за источниками шариата в понимании праведных предшественников, основываясь на текстах Корана и Сунны, которые к этому призывают. Умар Гаджиалиев

ლინკი
სოციალურ ქსელებში გაზიარება

О салафитах и не только...Убийство видного суфийского шейха в Дагестане имеет гораздо более дальние и тяжелые последствия, чем просто теракт против духовного лица. Вся проблема в том, что это произошло в Дагестане и именно в нужный момент.

 

В противостоянии между традиционным исламом, как его принято называть - а для России это суфийское его направление - и жестким радикальным салафизмом (у нас его обобщенно называют ваххабизмом или единобожием) так или иначе, но возникли довольно устойчивые стереотипы, что одно - это безусловное Добро, а второе - это точно так же безусловное Зло, с которым надлежит беспощадно и невзирая на бороться. На самом деле всё гораздо сложнее.

 

Традиционный суфизм, естественно - это наше, родное и привычное. Он имеет свои корни, свою историю, он адаптирован к тем условиям, в которых он существует. Его шейхи и их мюриды живут здесь, как жили их предки - да в общем, что говорить - это наше, и уже поэтому оно, безусловно, подлежит защите.

 

 

Однако суфизм - далеко не травоядное и миролюбивое направление ислама. Ахмад Кадыров, будучи шейхом тариката Кадирийя, а после него его сын Рамзан, который стал видным деятелем Кадирийи, мало похожи на тихих богобоязненных дервишей. Мало того - в отличие от христианства, которое всегда было призвано обслуживать интересы действующей власти еще со времен императора Константина, ислам изначально был сплавом религии и власти. И разделить их невозможно.

 

Именно поэтому шейхи традиционных тарикатов Северного Кавказа - Нашкбадийя, Шазилийя, Кадирийя - делали всё, чтобы государственный аппарат был пронизан их мюридами и последователями. Фактически сегодня на территории Чечни создано государство политического ислама тариката Кадирийя - и те же процессы проходят и в Дагестане. Естественно, что власть - а особенно власть в её восточном и во многом архаизированном варианте - не терпит конкуренции со стороны враждебных направлений, поэтому ожесточение борьбы носит во многом и религиозный подтекст.

 

И вот здесь возникает дополнительный фактор, который имеет причину, мало относящуюся к религии - но прямо влияющий на расстановку сил в межрелигиозном противостоянии. Точнее, этот фактор возник уже давно - однако его предпочитают либо не замечать, либо старательно ретушируют.

 

Это - начавшаяся с опозданием на 15-20 лет по сравнению с "материковой" Россией урбанизация региона. В России процессы индустриализации сняли с насиженных мест массы крестьян и переместили их в города в 30-40 годы и после войны. К началу 70 значительная доля новых горожан уже вросла в городскую жизнь - хотя и сохранила ностальгию по жизни "на земле", выращивая золотую по транспортным расходам картошечку - но утешая себя, что своё всегда лучше и дешевле. На Северном Кавказе эти процессы только начались к концу Советской власти - и в новые либеральные времена Кавказ вкатился с процессе разложения родо-племенного традиционного устройства общества - но еще не успел обзавестись доминирующим полноценным вторым поколением горожан.

 

В итоге на Северном Кавказе новая молодая 20-летняя Россия получила весь букет проблем, связанных с тотальной маргинализацией общественных отношений - молодежь еще не имела традиций городской жизни, но уже пренебрежительно относилась к заветам предков и к поучениям старших. Умершая Советская власть унесла с собой уголовную статью за тунеядство - и десятки тысяч молодых людей всю свою сознательную жизнь не имеют понятия о регулярном мирном труде, о профессиональной карьере - да собственно, и не желают его иметь. Чудовищная безработица в регионе связана не только и далеко не только с отсутствием рабочих мест. Она связана в первую очередь с отсутствием мотивации к труду у значительной части населения.

 

Кто не работает - тому кушать довольно проблематично. Ибо нечего. Единственный источник легального существования - разного рода вспомоществования, нелегального - криминал. В итоге страну захлестнули молодежные банды выходцев из Северного Кавказа, не желающих работать - но желающих грабить. Не потому, что они такие звери и дикари - а потому, что они ничего иного не умеют, не хотят, а любые сдерживающие этические табу ушли в прошлое вместе с умершим родо-племенным укладом. Главное - умер механизм этого уклада, который лучше любого Уголовного кодекса мотивировал молодежь к созидательному труду. Ну, и напоследок - естественно, не желая трудиться, эта значительная группа населения не имела никаких побудительных мотивов к регулярному образованию. Купленный школьный аттестат стал повсеместным явлением - а во многих случаях даже на это никто не заморачивался.

 

Федеральная власть, сделав ставку на заливание проблем региона деньгами, несколько решила проблему - подкармливая маргинальную молодежь (которая уже подросла и обзавелась вторым поколением таких же маргиналов), и частично задерживая её в регионе. Но здесь умирающий родо-племенной уклад вновь создал еще один барьер тяжелых проблем.

 

Распределение средств, ставшее единственной кормушкой, вынудило сильные кланы, которые раньше находили компромисс с менее многочисленными, знатными и обеспеченными, монополизировать власть и систему управления. Сложившаяся система, позволявшая всем живущим на территории кланам иметь своих представителей во власти, начала точно так же разрушаться - сильные и богатые становились сильнее и богаче, слабые слабели и прозябали в нищете.

 

Неизбежным следствием из этого букета стало расслоение и социальная напряженность в кажой отдельно взятой республике. В каждой из них возникали свои противостояния - но в целом ситуация попросту рухнула. Заливание проблем федеральными деньгами в таких условиях проблему уже не решает - при отсутствии справедливого механизма распределения дополнительные деньги лишь усиливают расслоение и напряженность.

 

Всё это, конечно, слишком обобщенно и грубо - но в целом картина примерно такова.

 

На этом фоне обездоленные, малообразованные и выброшенные за борт неизбежно стали целью идеологии салафийи. Салафийя по сути своей - это религия нищих. Равенство в нищете - если предельно огрубить её исходный посыл. Возникшая на Аравийском полуострове, там она выглядела предельно естественной - социальное расслоение в песках практически отсутствовало. Шейхи и эмиры у бедуинов мало чем отличались от своих подданных, шляясь по пескам в таких же драных галабеях и перебиваясь от случая к случаю. Отец-основатель Саудовской Аравии король Абдельазиз продал в 20-е годы право на использование нефтеносных участков за 4 тысячи долларов (стоимость 5 фордиков Тин Лиззи) - и был счастлив удачно проведенной сделкой. Еще дед знатного ваххабита эмира Хамада ат-Тани грабил караваны и проходящие неосторожно мимо берегов Катара суда, имея лишь преимущество при дележе добычи.

 

Однако исторические экскурсы были бы интересными и познавательными, если бы история древних дней не появилась на нашей земле. Салафизм - это в переводе на понятные нам образы - ультралевацкое радикальное течение в исламском оформлении. Отнять, поделить и вернуться в славные времена диктатуры пролетариата - вот, собственно, идеология ультралевака Удальцова. Совершенно неудивительно, что он нашел родные души в татарских салафитах, которые говорят ровно о том же - но в переводе на понятные мусульманам образы.

 

В Дагестане влияние салафийи в условиях радикального расслоения общества и его маргинализации стало крайне значимым - и никаких компромиссов с традиционным суфизмом быть не могло. Власть, пронизанная мюридами шейха Саида афанди, свирепо расправляется с "ваххабитами", вся вина которых - желание получить свою долю справедливости. При этом власть крайне мало делает для ликвидации главной причины разделения общества - его социального расслоения. Власть предпочитает просто бороться с "ваххабитами", сама создавая и множа их численность.

 

Это, кстати, весьма характерно и для Поволжья. Захватившие власть бывшие первые секретари ведут себя ровно также - и ситуация в Поволжье остается в относительно приемлемом состоянии только за счет того, что процессы распада традиционного уклада уже во многом завершились к моменту прихода светлого либерального будущего. Однако дикий капитализм, вновь создавая имущественное и социальное расслоение, продуцирует питательную почву для проникновения салафийи на территорию Поволжья.

 

Да, иностранное влияние и интерес ваххабитских монархий в утверждении своей идеологии налицо - но в этом же им помогает и местная региональная власть в исламских регионах России. Коррупция, трайбализм - вот другая сторона медали. Сводить всё к иностранным агентам, разрушающим нашу страну - неправильно. Точно такими же агентами являются воры и коррупционеры, трудолюбиво пилящие свою страну на рабочих местах. И уже поэтому полицейские меры и отстрел "ваххабитов" - это лишь одна часть тяжелой задачи. Которую, безусловно, нужно решать. Вторая часть её - создание нормальной жизни для всех. Счастье для всех даром - и чтобы никто не ушел обиженным. Это, конечно, слишком идеалистично - но это та цель, к которой и нужно стремиться.

 

Пока власть будет строить своё собственное персональное счастье за высоким забором и бронированными стеклами - до тех пор будут убивать шейхов и прятаться по лесам, лелея мечту о мести. http://e-vikyra.livejournal.com/669950.html

ლინკი
სოციალურ ქსელებში გაზიარება

Giorgi Kiskeidze არა მაგას რუსებს ვერ დავაბრალებ ღრუსებს სხვა დანაშაულებიც ეყოფათ და სალაფიზმის გავრცელებას ნაღდად ვერ დავაბრალებ...
ლინკი
სოციალურ ქსელებში გაზიარება

ეგ მართალია, მაგრამ ეს რუსების ბრალია.

შენ ხო იცი ის.., როგორაა..? - "Ушла весна, настало лето, спасибо Ленину за это!" ;)

Edited by Shaten
ლინკი
სოციალურ ქსელებში გაზიარება

შენ ხო იცი ის.., როგორაა..? - "Ушла весна, настало лето, спасибо Ленину за это!
აი ლენიც, მოვიდA. :grr:
ლინკი
სოციალურ ქსელებში გაზიარება

შეუერთდი განხილვას

თქვენ შეგიძლიათ შექმნათ პოსტი ახლა და დარეგისტრირდეთ მოგვიანებით. თუ თქვენ გაქვთ ანგარიში, გაიარეთ ავტორიზაცია რათა დაპოსტოთ თქვენი ანგარიშით.

Guest
ამ თემაში პასუხის გაცემა

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • შექმენი...